Сергей Бирюков отрецензировал "Пространственную поэзию"

В январе 2021 г. в Литературном журнале Дети Ра. № 1 (188), 2021 в разделе NOTA BENE: Книжная полка Сергея Бирюкова опубликована его рецензия на книгу авторов нашего союза - Пространственная поэзия. Авалиани  Д. Е., Галечьян  В. А., Михайловская  Т. Г., Лаврухин  А. Н. М.: Московский Союз литераторов, 2020.


В книге собрались мастера поэтического эксперимента. Одного из них — Дмитрия Авалиани (1938–2003) — уже нет с нами. Но в архиве Татьяны Михайловской сохраняются его произведения. И сейчас они явлены, расширяя наше представление о поисках поэта (раньше частично публиковались в альманахе «Клуб N»). В том числе здесь опубликованы тексты вместе с рисунками автора. Кроме того, целый ряд знаменитых листовертней Авалиани сопровождается теневыми рисунками замечательного художника Александра Лаврухина. Диалог двух художников в пространстве. В принципе работы, представленные в книге, вполне вписываются в определение визуальной поэзии. Особенно уже названные и работы Валерия Галечьяна. Но и ропалоны, и композиции Татьяны Михайловской вполне в русле визуальной поэзии. Однако участники проекта предпочли определение «пространственная поэзия». В предисловии к книге Иван Чудасов дает ряд интересных замечаний о творчестве авторов и в том числе пишет, что здесь показано, «как по-разному может разворачиваться (возникать, рождаться) произведение в пространстве листа». Да, действительно, это интересно и важно. У меня же сразу возникла аналогия с Пространственной геометрией, с Пространственной формой, с Пространственно-временным континуумом. То есть мы сталкиваемся с более масштабными задачами. Мне даже видится, что авторы проекта подспудно с этими пространствами и взаимодействуют. И «парные надписи» Татьяны Михайловской как раз пространственно-временное освоение. Пространственные геометрия, форма и континуум прочитываются и в работах Валерия Галечьяна. И поскольку я все-таки достаточно длительное время дружески общался с Дмитрием Авалиани, то помню наши разговоры на темы разных пространств. Дмитрий был по образованию географом, и речь шла и об обратимости Вселенной и о месте земли в Пространстве Космоса. Думаю, что спиритуальное воздействие авалианиевского пространства на авторов проекта вполне допустимо. В целом книга представляется перспективной заявкой на становление и развитие Пространственной поэзии в самом широком смысле.


На фото: Сергей Бирюков.