top of page

Н. Фонарёв. Лирическая медитация. «Осень-осень» Людмилы Осокиной в «Китайском летчике Джао Да»


Независимая газета, 09.11.2022.


«Трацидионными стали вечера Людмилы Осокиной с презентациями ее книг в клубе «Китайский летчик Джао Да», – сказал Данил Файзов, приветствуя тех, кто пришел на презентацию ее книги «Осень-осень» (см. рецензию на эту книгу здесь). – На дворе осень. Пусть у нас здесь будет тепло».


Людмила Осокина взяла в руки гитару и исполнила свою коронную песню «Я кофейная девушка» и песню на стихи Юрия Влодова «Левизна сентября…». Уже сев за столик, она прочитала под спокойную фоновую музыку первые страницы книги – об осенней поре жизни деревьев и людей и об осеннем состоянии души. Потом прозвучало еще несколько пейзажных зарисовок, несколько осенних сюжетов: «Наверное, хорошо быть утками. И в дождливый день дня них праздник! И для радости им ничего почти не надо: только водную гладь, немножко хлебных крошек и свободу: свободу взлетать и приземляться, приземляться и взлетать! Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Затем выступила поэтесса Нина Краснова, автор предисловия к презентуемой книге: «Год назад мы поздравляли здесь Людмилу с ее книгами «Проект СверхПознание» и «Фильмы о Юрии Влодове»… И как сказал мастер афоризмов Черномырдин, «и вот опять». Мы пришли сюда, чтобы поздравить ее с новой книгой… Людмила назвала жанр этой книги – «малая проза», это и есть малая проза, очень разнообразная и разноплановая: здесь и пейзажные зарисовки, и юморески, и бытовые сюжеты, и эссе, и рассказы с элементами трагедии. Это проза «нон-фикшн», и я бы сказала, что это еще и «лирическая проза», если употребить термин Владимира Солоухина, она, как лирическая поэзия, идет от первого лица».

Поэтесса Анна Гедымин сообщила, что она знает Осокину дольше всех, кто есть в зале, встретилась с ней когда-то в литобъединении: «Я читаю все, что она пишет. Эту книгу я, как говорится, «еще не читала, но я скажу» о ней – я читала в интернете отрывки из нее. Это не совсем проза. Это поэзия, в которой, как и в «Халупе», присутствуют и автор, и персонаж, лирический герой со своими странностями и чудачествами и размышлениями на разные темы, и закадровый голос… В женской литературе я таких вариантов не знаю».

Валерий Галечьян подготовил целый спич о творчестве Осокиной: «Я нахожу в этой книге ассоциации с японской средневековой поэзией, где в трех строчках заключается очень многое. Людмила в своих пейзажных зарисовках не просто бродит, гуляет по скверу – она ощущает текущий момент и показывает его. С помощью медитации, интуитивного восприятия и постижения мира. А объект медитации у нее – это любой предмет, это и природа, и люди… Как и у буддийского поэта Исса, и у Платона, который работал по этой же схеме. В прозе Людмилы, как и в поэзии, чувствуются восточные приемы, которые позволяют ей двигаться и подниматься в сферы вселенского духа и приобретать нужный опыт».

После этих слов Людмила спела свою песню со словами: «Принесите мне кофе, изысканно черный… с ароматом востока». А потом – про «черную кошку при желтой луне».

Первый заместитель главного редактора альманаха «Истоки» Ирина Антонова охарактеризовала книгу «Осень-осень» как «прозу поэта», где есть и рассказ о процессе старения одинокой женщины и ее постепенного умирания, от которого становится жутко, и веселые истории, и философские, и окно, через которое она смотрит на мир и которое интереснее телевизора и заменяет ей его: «Эта книга несет в себе жизнеутверждающее начало».

Поэт Александр Карпенко заявил, что «Осень-осень» – «лучшая из всех книг» Осокиной, «целостная в своем разнообразии», очень «поэтичная проза», с «дневниковостью «Опавших листьев» Розанова», с «метафоричностью», фантастичностью картин природы и «ярким, точным языком».

Добрые слова в адрес Осокиной, а также издателя книги Евгения Степанова сказали Андрей Ивонин, Владимир Цапин, Ирина Василец, Наталья Набатчикова… и оператор Сергей Матвеев, запечатлевший этот вечер на видеокамеру для истории.